Ритм – закономерная периодическая повторяемость подобных явлений,сменяющих друг друга во времени, порядок в движении. Ритм играет очень важную роль в различных природных процессах и человеческой деятельности, он становится одной из формообразующих основ эстетического освоения действительности и произведений искусства. В художественной литературе представлены два качественно своеобразных типа ритмической организации в двух различных системах художественной речи: в стихе и в прозе.
Ритм стиха проясняется в регулярном членении речи на отдельные отрезки: стих и стихотворные строки, которые приравниваются друг другу. Специфическая для стиха ритмообразующая установка на заданную равномерность вызывает три следствия: 1. двойную сегментацию или двойное членение речи:
Синтаксическое на предложения, синтагмы и т.п. и собственно ритмическое: строфы, стихи, полустишия и т.п. Именно наличие двойного членения прежде всего отличает стих от прозы. 2. Появление системы особых “вертикальных” связей между словами в зависимости от их положения в стихе — связей, невозможных в других видах речи. Например, последнее слово в каждой строке выделяется уже тем, что оно последнее и на него приходится самое сильное ударение, отмечающее границу специфически-стихового ряда. И все последние слова вертикально связаны друг с другом: наиболее явно это можно увидеть в рифме. 3. Непрерывное сопоставление стихотворных строк друг с другом по всем их сходным и различительным признакам. Это следствие является особенно важным. С оденой стороны, отдельные стихи-строки приравниваются друг другу, а с другой они не могут быть тождественными: тождество исключило бы ритмическое движение. Приравнивание реализуется как постоянное сопоставление, где важны и элементы сходства, и элементы различия, и единство речевых отрезков и их многообразие в пределах ритмического единства. Наиболее краткое формальное опредеоение стихового ритма: приравнивание-сопоставление.
В этот всеобщий и непрерывный сопоставительный процесс вовлекаются все речевые элементы, так что из организующей установки на заданную равномерность специфически-стихового членения разрастается сложная и многосоставная ритмическая система стиха, включающая в себя и акцентносиллабические, и грамматические, и качественно-звуковые и лексико-стилистические характеристики речи. А внутренняя мера этого сложного и многосоставного процесса характеризуется понятием центра, которое определяет принцип соизмеримости, минимум единства стихотворных строк и допустимую амплитуду их многобразия в различных складывающихся в историко-литературном процессе национально-исторических типах стиха.
Ритм прозы преставлен в принципиально иной по сравнению со стихом речевом системе, где нет заданной равномерности ритмических единств и двойного членения. Ритмические единицы прозы — это одно-временно и единицы обычного синтаксического членения: колоны-синтагмы, фразовые компоненты-предикативные единицы, фразы-предложения и т.п. В стихе ритмическая закономерность выступает как единый исход¬ный принцип развертывания речи, который изначально задан и вновь и вновь «возвращается» в каждой следующей вариации. В прозе же ритмическое единство гораздо более результативно, оно — итог речевого развертывания, а предпосылки и исходные установки этого итога не получают отчетливого речевого выражения. В прозе — единство, кристаллизующееся из многообразия. В стихе, напротив, многообразие развивающееся из ясно провозглашенного и непосредственно выраженного единства.
С этой точки зрения свободный стих именно потому является стихом и даже наиболее ярко раскрывает его специфику, что при минимальном равенстве сопоставляемых речевых единиц в нем с максимальной отчетливостью проявляется структурообразующий принцип их приравнивания и двойной сегментации: ритмического деления на стихи-строки я синтаксического — на предложения и синтагмы. А ритмическая проза, наоборот, воспринимается как особая разновидность именно прозы, т.к. при максимальном количестве раличного рода по¬второв и связанного с ним равенства в строении речевых синтаксических единиц, в нем отсутствует двойное членение и заданная равномерность ритмических членов. В ритмической прозе единообразие и повторяемость как определенным образом мотивированные особенности, но не заданные как общий закон речевого устройства. Законом же художественной прозы является речевое многообразие и различие с проясняющимися границами и внутренний центром.
Специфика результативного единства многообразия в прозаическом ритме проясняется в двойной системе соотношений: во-первых, с ярко выраженным заданным единством и организующим речь приравниванием ее отдельных отрезков в стихе, которому проза противостоит и от которого она отталкивается, и, во-вторых, с обычным многообразием и изменчивостью «естественного» ритма языка в различных функционально-речевых стилях, которые проза внутренне организует. Эта система соотношений своеобразно проявляется и внутри ритмического единства прозаического произведения, в процессе становления и развертывания которого выделяется разные формы ритмической регулярности (вспомним, например, о функциональной роли фрагментов «ритмической прозы» в сложной системе повествования Лермонтова или Гоголя).
Прозаическое художественное целое завершается не по образу и подобию единого лирического «я», пусть и максимально многообъемлющего, но по образу и подобию объективно развивающегося, многопланового, многообразного и “многоличного” человеческого бытия. И если в развития стиха и организующего его ритма выясняется глубинная связь его с лирическим содержанием, то проза формируется как наиболее адекватная художественно-речевая форма эпоса нового временя.
Разграничение двух типов ритма художественной речи: стиха и художественной прозы — открывало новые возможности их продуктивных взаимодействий и взаимовлияний. Характер такой взаимосвязи в историко-литературном процессе зависит от того, какой из взаимодействующих элементов становится доминантой. Одно дело – ритмическая проза с проясняющейся лирико-поэтической доминантой худо¬жественного целого, и другое — включение элементов, соотносимых со стиховым ритмом, в принципиально прозаический тип художественной речи, где подвижность, изменчивость, многообразие и многосоставность речевого строя и результативное единство этого мнообразия соотносится с субъектной многоплановостью и многообразием объективно развивающегося человеческого бытия, изображаемого в эпической прозе.

Литература

Гаспаров М.Л. Избранные труды,т III, 0 стихе. М.,1997.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.,1982.
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.,1975.
Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж,1991,
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М,1988.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996.
Тынянов Ю.И. Проблема стихотворного языка. М.,1965.
Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифами. Поэтическая антология во истории русского стиха. Л.,1987.
Эткин Е.Г. Разговор о стихах. Л.,1970.

Метки: ,

Оставьте комментарий


Свежие записи

Свежие комментарии

Облако меток