Одним из самых перспективных направлений в связи с этим мне кажется теоретическая разработка идеи Бахтина о событийной полноте литературного произведения. Полнота произведения как художественной целостности потому, на мой взгляд, является событийной, что включает в себя и эстетически завершенный «образ мира, в слове явленный», и позитивное преодоление этой образной эстетической завершенности, приобщение образного единства эстетического бытия к единственности событийного свершения реальной личности, ее живого и живущего сознания. Художественный мир — это образ такого бытийно-жизненного целого, которое не может быть выявлено и осуществлено ни в каком объекте, ибо требует внутреннего преодоления бытийной объективизации событийной сопричастностью. И если художественный мир бытиен, то литературное произведение в своей полноте событийно как конкретно осуществляемое событие его создания, созерцания, понимания. И событийность произведения, так понимаемая, — это в то же время и его реальность, так как содержательно-смысловая сторона каждого отдельного вида деятельности, как пишет Бахтин, «претендует самоопределиться сполна и окончательно в единстве той или иной смысловой области — науки, искусства, истории, а эти объективные области, помимо приобщающего их акта, в своем смысле нереальны». Надо подчеркнуть, что вне событийного приобщения равно нереальны и изолированно взятая эстетическая реальность литературного произведения, и изолированно взятая фактическая реальность эмпирической действительности. Подлинная реальность основана на прояснении полюсов первоначал бытия, конкретной историчности и личностного единства и единственности — полюсов, обращенных друг к другу, порождающих энергию смыслотворения. Событийность литературного произведения открывает динамическую перспективу сотворческого созидания на основе приобщенности к этим глубинам первоначал бытия и первоосновам словесного творчества. Приобщенности, что особенно важно, не раз навсегда гарантированной, а проблематичной, не определенной заранее, а рождающейся в уникальном акте творческого созидания нового смысла и нового слова, «проявление живого и живущего сознания», как говорил Бахтин.

В этой перспективе для литературоведа, по-моему, очень актуальной оказывается проблема соотношения языка и литературного произведения как художественной целостности. Как язык не есть набор готовых средств для передачи готовых мыслей, так и поэтическое произведение — это не только воплощенный и утверждаемый смысл, но и орган, и поле смыслосозидания. Творческое создание, его восприятие и интерпретация предстают как необходимый и незаменимый шаг в этом общем процессе, и каждый человек включается в него без претензий быть его абсолютным субъектом, не присваивая себе божественной роли, но и не отказываясь от человеческого соучастия в смыслосозидании. «Образ мира, в слове явленный» не дан в литературном произведении как готовый предмет или готовый смысл, а лишь задан в перспективе своего возможного осуществления, внутренне включая в себя выбор и ответственность за характер встречи языка и человеческой личности. Личность не подчиняет себе полностью язык, не командует им, но и язык не подчиняет себе творческую личность, не использует ее только как транслятора, передатчика своих содержаний. Язык и личность находятся в отношении диалогической сопричастности, и если каждый человек, безусловно, нуждается в языке как основе своего самоосуществления, то и язык не меньше нуждается в каждом говорящем человеке, усилиями которого только язык и живет, реализуя свою творческую сущность. «Форма есть не что иное, как переход содержания в форму», в частности, переход содержания мира, общества, человеческой личности и языка в форму литературного произведения как художественной целостности, как форму непрестанного порождения поисков смысла. Заключенный в границах произведения процесс смыслообразования проявляет себя в снова и снова возобновляемых попытках интерпретировать, выразить этот образующийся смысл. В анализе взаимосвязи этих процессов — еще одна, по-моему, очень актуальная перспектива изучения литературного произведения как художественной целостности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Метки: ,

Оставьте комментарий


Свежие записи

Свежие комментарии

Облако меток