Федоров vs Гиршман (1994, 1996)

03. 7. 2009  –  В рубриках: Полемика

К вопросу о принципиальных расхождениях между лидерами школы…

В.В.Федоров:

«Литературное произведение» продолжает оставаться базовым понятием для теоретического литературоведения. В КЛЭ оно представлено в качестве «формы существования литературы как искусства слова» [Гиршман М.М. Литературное произведение // КЛЭ. – Т.9. – М., 1978. – Ст. 438]. Практика конкретных анализов конкретных произведений накопила достаточно данных, чтобы заметить такую существенную черту художественного целого, как разнодействительность входящего в него материала. Раскольников, например, не знает, что он – персонаж высказывания – события, совершающегося «по ту сторону» его действительности. Такие понятия, как «право» (на убийство), «сестра», «процент» и т.д., актуальны в действительности, реальной для Раскольникова (и в которой сам раскольников является реальным человеком). Такие же понятия, как «повествователь», «точка зрения», «портрет» и т.п., — не просто другие понятия, описывающие другой «предмет», но сам этот предмет находится вне действительности Раскольникова, хотя и в составе «Преступления и наказания». В этой действительности совершается событие рассказывания-восприятия, в ней есть повествователь и слушательская аудитория.
Собственно литературный по своему «качеству» материал занимает хотя и значительное место в поэтическом целом, однако не является единственной его разновидностью. Так, «жизненный» материал занимает не меньшее место в этом целом.

Именуя поэтическое целое «литературным произведением», можно иметь в виду тот план, в котором целое действительно является специфическим продуктом литературной деятельности. Это, мы считаем, точное употребление термина. Но когда мы именно целое называем литературным произведением, то термин превращается в «образное выражение».

В этой ситуации приходится выбирать одно из двух: либо лишать границы «литературного произведения» их основной – ограничивающей – функции, которая, собственно, и делает это словосочетание термином, и тогда оно окажется простым указанием на «груду» разнородного материала; либо, если помыслить этот материал «внутри» термина (как бы охватывающего весь этот материал), мы окажемся в положении, аналогичном тому, когда, например, намереваясь систематизировать ритмическое разнообразие стиха Пушкина, поставили условие пользоваться только термином «четырехстопный ямб».

Итак, «жизненный» и «литературный» – это два относительно самостоятельных плана художественного целого, и неправильно было бы мыслить жизненный материал как «часть» литературного. Оба они входят в состав чего-то иерархически высшего сравнительно с ними, и это высшее, с нашей точки зрения, — поэтический мир.

Опубликовано:
Федоров В.В. Поэтический мир и творческое бытие. – Донецк, 1994. – С.5-6.

М.М.Гиршман:

При всей привлекательности для филолога мысли В.В.Федорова о том, что «филолог есть внутренняя форма, единая для всех субъектов частного знания, знание о слове (знание слова) есть внутренняя форма всех специальных знаний… физик, таким образом, есть производное от филолога» [Федоров В.В. Поэтический мир и творческое бытие. – Донецк, 1994. – С.16], я не могу с этим вполне согласиться. Есть и у филолога свое принципиальное различие между тем, что В.В.Федоров называет «внутренней формой» и иноформами, принципиальное различие между «действительным единством бытия-жизни» и той частью «действительности познания», которая становится исторически изменяющимся в культурах филологическим целым. Во всяком случае «Слово, которое было в начале», не есть только и исключительно филологическое слово. А если слово филологическое безусловно причастно к тому, что было в начале, то в той мере, как к нему по-своему причастны и математическое слово, и философское слово, и слово лирическое. Они причастны к первоначальному единству бытия, сознания и слова, их необходимому саморазвивающемуся обособлению и требующей усилий для своего проявления их глубинной неделимости.

Опубликовано:
Гиршман М.М. Избранные статьи. – Д., 1996. – С.14.

Метки: ,

Оставьте комментарий


Свежие записи

Свежие комментарии

Облако меток